Фернандель (Fernandel) - французский актёр - комик. Настоящее имя - Фернан Жозеф Дезире
Контанден (Fernand Joseph Desire Contandin).
Родился он во Франции в Марселе 8-го мая 1903 года, в день святого Дезире, на бульваре
Шав'73, в доме Работю, аптекаря и прожил всю свою жизнь в Провансе. Его отец,
скромный служающий банка, свободное время посвящал выступлениям в концертном
кафе под псевдонимом Сине (анаграмма его имени Денис). В пять лет Фернан
дебютировал на сцене старого театра «Шав» (театр был рядом с домом, и мальчику
было не далеко ходить) в третье сортных мелодрамах, в пасторалях,
театрализованных сценах из Евангеля, в древних фарсах, сопровождая своего отца во
всех турне, участвуя в массовых сценах в роли защитника Империи. Вместе с ним
выступал его младший брат, с которым они составляли дуэт Фернан и Марсель.
Папа-Контанден мечтал видеть своего сына тем, кем так и не удалось стать ему
самому: знаменитым во всей округе певцом. Когда Фернан учился в школе у него был
пример для подражания. Это был Полен-идол. Первая встреча с Поленом стала для
Фернана началом биографии. «Я стану комиком», - сказал он родителям, и с этой
минуты квартира Контанденов стала репетиционным залом Фернанделя. «Спустя два
дня я знал на память весь репертуар моего идола. Не могу сказать, что я понимал при
этом скрытый смысл и деликатные намеки его гривуазных куплетов». И
Контанден-младший немедленно завоевывает популярность. «Школьник днем,
комический гусар вечером - эта странная и чудесная жизнь приводила в восторг», -
вспоминает Фернан. Спустя три года парижская газета «Комедия» организовала
грандиозный конкурс шансонье-любителей. Париж - это карьера, и по всей Франции шли
отборочные соревнования - четверть - и полуфиналы фиоритуры. Претендентов было
более ста, Фернан оказался вторым. Ему было тогда двенадцать лет. Теперь
«маленького Сине» (он пел под папиным псевдонимом) знали все вагоноважатые
Марселя - на концерты он отправлялся на трамвае, и восторги кондукторов позволяли
ему экономить на трамвайных билетах. Его слава покинула бульвар Шав. «Я знаю, что
славу обретают в Париже, но в Марселе зарабатывают популярность, а популярность -
это слава без пиджака, с засученными рукавами».
Через год началась война. Отец ушел на фронт «...отныне мне нужно думать, как
зарабатывать на жизнь». Началось всё с «Национального кредитного банка». Фернан
стоял у директорского кабинета, докладывал о посетителях, передовая при этом
визитные карточки. Подвела его первая в жизни сигарета, выкуренная на посту: в
этот же день Фернана уволили, и первая зарплата оказалась выходным пособием. Не
более радостно закончилась и недолгая служба на мыловаренном заводе: хозяин
уволил его за какое-то баловство, выдав на прощание шестьдесят франков и два пуда
мыла, которые пришлись очень кстати на третьем году войны. То же произошло и в
«Марсельском кредитном обществе». Но это его не смущает: по вечерам он по-прежнему
поет, а если нет концерта, добросовестно отправляется на вечерние курсы, чтобы
пополнить свое образование.
Война закончилась, и домой вернулся, хотя и несколько уставшим папа-Контанден.
Неподалеку от дома он открыл маленькую харчевню, и Фернан был призван на помощь. В
результате первой и последней финансовой операции, задуманной и осуществленной
самолично Фернаном, семейство едва не отправилось на каторгу. Папаше пришлось
отказаться от услуг наследника. «В результате я ощутил полное отвращение к
коммерции и сидящим профессиям. И со смутным стремлением к искуплению решил
попытать удачи в физическом труде». Фернан стал докером. Надо сказать, что
грузчика из него так не вышло. И «когда я понял, что сахар убьет меня раньше, чем
диабет, я сказал «прощай» ремеслу грузчика». Выбора не было: или труд физический
или банки. Они меняются, как в калейдоскопе. Но Фернану уже семнадцать и он снова
поёт по вечерам.
А пока Фернан взрослеет, он подписывает свой первый профессиональный контракт -
по «по сто десять франков в день» - с кабаре «Эльдорадо» в Ницце. Ему девятнадцать
лет, и эту дату он отметит в своей биографии красной строкой, ибо именно тогда
Контанден-Сине превратился, наконец, в Фернанделя. «Я появился впервые на афише в
«Эльдорадо» под именем Фернандель(«Voici le Fernand d'elles»), что означает «ее Фернан». Ее -
это Анриэтты Манс, сестры его бывшего коллеги по банку и будующего сценариста
Жана Манса, чьи песенки и оперетты станут постоянным репертуаром Фернанделя на
ближайшие сорок лет. Фернандель начинает странствовать по всей Франции. Два года
он разъезжал по югу Франции, играя в незатейливых водевилях, фарсах, оперетках. За
Фернанделем в труппе было закреплено амплуа первого комика. Его физические
данные и «лошадинная улыбка» выделяли Фернанделя на сцене. Здесь можно упомянуть
случай из жизни, рассказанный «Синемоду»: «Когда я пришел к будующему тестю, я
очень хотел произвести на него благоприятное впечатление и все время улыбался,
пока тесть не заорал: да закрой же ты рот, я хочу увидеть твое лицо». В провинции он
имел успех, и по возвращении из турне ему был обеспечен ангажемент на марсельской
сцене. Но театру Фернандель решительно предпочел мюзик-холл.
В двадцать два года Фернанделя призывают в армию, отбывая повинность в девяносто
третьем горном артиллерийском полку, там он был писарем. Через какое-то время он
добивается перевода в Марсель. А Марсель - это дом, это Анриэтта, это недавно
родившийся
Жозетта. Былая популярность, приносит ему поблажки: возможность
ночевать в не казарме, а в новой семейной квартире, на бульваре Жореса. Даже иногда
выступать в концертах со своим испытанным репертуаром.
Окончив военную службу, и не найдя общего языка с импрессарио, обременный семьей,
Контанден вынужден идти служить на мыловаренный завод. По вечерам Фернандель
бродил в поисках любимой работы. «В книге судеб было записано, что я не должен
закончить свои дни в мыле». Но случилось чудо... Случайно оказавшись в Марселе
директор театра «Парамаунт» предлагает долгожданный контракт на многомесячное
турне по всей Франции, включая заморские территории. Вернувшись из Касабланки, он
обнаруживает дома письмо: парижский театр «Бобино» поднимает перед ним свой
занавес. Теперь он живет в Париже, поет в «Бобино».
1938 год - всеобщая мобилизация. Война была недолгой и нелепой, её так и прозвали,
почти официально, - «странная война». Фернандель стал Фернаном Контанденом,
рядовым 15-го эскадрона. Он поёт средневековые солдатские песенки в концертах на
линии Мажино, в перерывах несет караульную службу, но улыбка часового собирает у
поста такое количество зевак, что начальству приходится освободить новобранца от
этих обязанностей. Так что стрелять Фернанделю не пришлось.
В кино же Фернандель первый раз снялся в 1930 году в короткометражном фильме
«Лучшая нянюшка» - «
La
meilleure bobonne». В 1931 году Марк Аллегре (Marc Allegret) предлагает ему роль «неопытного
налетчика» в экранизации пьесы Саши Гитри (Sacha Guitry) «
Белое и
черное» - «
Le blanc et le
noir».
Фернандель очень много снимался. Более чем в 150!!! фильмах он сыграл. Конечно
большинство фильмов мало чем запоминаются. Фильм «
Бальная записная книжка» ( реж. Жюльен Дювивье - Julien Duvivier) на
Венецианском фестивале в 1937 году получил приз «лучший иностранный фильм».
В 1942 году Фернандель выступает в совсем уже неожиданной роли - режиссера. Как это
произошло, не может объяснить ни он сам, ни Карло Рим, объясняющий в своей книге
все что угодно. В итоге Фернандель снял три фильма:
«Адемар и игрушка судьбы» - «
Adhemar ou le jouet de la fatalite» (1951)
«Адриен» - «
Adrien» (1943)
«
Простак» - «
Simplet»
(1942)
После последней своей военной картины, полицейской комедии «
Тайна
Сен-Валя» - «
Le mystere
Saint-Val» (1943), Фернандлею пришлось читать о себе слова, которые ещё в 1939 году
показались бы кощунственными: «Ему следует застрахавть свои клыки, ибо его талант
находится в зависимости от малейшей зубной боли. Он орет и ржет от ужаса, словно
кобыла в конюшне, охваченной пожаром». Означало это одно: доброе старое время,
прерванное войной, уже не вернется.
В 1951 году Фернандель снялся в фильме режиссера Жюльена Дювивье «Маленький мир
дона Камилло» (др. «Мирок дона Камилло»), который положил серию из шести фильмов о
сельском пасторе доне Камилло, длившуйся на протяжении девятнадцати лет.
В 1952 году Фернандель получил розетку Почетного легиона и медаль «За гражданские
заслуги» В это время он совершит турне по Европе, Америке и Канаде, завоюет
ироническре прозвище «первого после французкой культуры», будет принят Папой
Римским, станет обладателем - и не раз - премии Куртелена, высшей награды комика.
Голос Фернанделя звучит во всех школах Франции. А герой его год от года становится
всё печальнее, всё неуютнее. Не случайно в эти годы всё чаще появляются ремейки
(повторения) его старых картин.
В 1963 году Фернандель на паях с Жаном Габеном создал собственную кинофирму «ГАФЕР»
(GAFER - Gabin & Fernandel), целью которой был чисто коммерческий успех.
Проходит время и на смену приходит новые актеры-комики: Бурвиль, Луи де Фюнес и т.
д. Где-то в середине 60-х Фернандель собрался сняться ещё в фильмах десяти и пойти
на заслуженный отдых.
26-го февраля 1971 года Фернанделя не стало, похоронен он в Париже.
Фернандель был рыцарем Ордена Искусств и Литературы.