Сидни Люмет - один из самых плодовитых голливудских режиссёров послевоенного
времени, в течение полувека снимавший в среднем более одного фильма в год. Также
выступал как продюсер, сценарист и актёр. Вершиной его режиссёрского мастерства
считаются работы, вышедшие в 1970-х годах - в основном, «Собачий полдень» и
«Телесеть». К числу самых успешных его фильмов у критиков и публики также
относятся первый, «Двенадцать разгневанных мужчин» (1957), и последний, «Игры
дьявола» (2007), выпущенный через несколько лет после получения почётного «Оскара»
за вклад в киноискусство. Автор мемуаров «Снимая фильмы».
Сидни Люмет родился 25 июня 1924 года в Филадельфии, штат Пенсильвания, в семье
актёров еврейской сцены из Польши, иммигрировавших в Америку за год до его
рождения (отец - Барух (Бурех) Люмет; мать - Юджиния Гитл Вермус. Дебютировал как
актёр на радио WLTH в мыльной опере «Дедушка из Браунсвиля» (1929) в возрасте 4 лет с
отцом и старшей сестрой Фейгой, в театре - в пять лет. Будучи подростком, играл с
родителями в Еврейском художественном театре на идише на Второй авеню и на
Бродвее, в Нью-Йорке. Рано остался без матери.
В 1935 году, в одиннадцатилетнем возрасте, снялся в короткометражной ленте Генри
Линна «Папиросн», спродюсированной композитором Германом Яблоковым (1903-1981), где
прозвучала его знаменитая песня «Папиросн». В 15 лет вместе с отцом впервые снялся
в полнометражной картине «
Треть нации» («One Third of
a Nation», 1939). Барух Люмет впоследствии снялся в двук картинах своего сына -
«Ростовщик» (The Pawnbroker, 1964) и «Группа» (The Group, 1966).
Окончил Колумбийский университет по классу драматической литературы. Во время
Второй мировой войны служил ремонтником радаров в Индии и Бирме (с 1942 по 1946). В 1946
году, вернувшись домой, создал актёрскую группу, не зависимую от Бродвея, и стал её
режиссёром. В 1950 году пришел на телевидение в «Си-Би-Эс» и стал один из лучших
мастеров теледрам, с именем которого связывается их «золотая эра».
Дебютом Сидни Люмета в кино как режиссёра стала судебная драма «Двенадцать
разгневанных мужчин» (1957) - единственный фильм десятилетия в лучшей десятке IMDb.
Фильм был снят за 19 дней на основе собственной телепостановки. Действие,
разворачивающееся в ограниченных пределах одной комнаты (заседание присяжных),
воспринимается тем не менее как крайне динамичное.
Уже здесь проявились особенности кинематографа Люмета: замкнутое пространство,
городское окружение (29 из 40 его фильмов сняты на улицах Нью-Йорка), сложные
нравственные конфликты, многозначный диалог. Для режиссера, имеющего за плечами
актерский опыт, характерен тщательный подбор исполнителей, умение добиться от
них хорошей игры. Люмет с легкостью работает в различных жанрах, но при этом его
можно по праву считать главным создателем своих произведений.
Как режиссер психологической драмы Люмет утвердился благодаря таким картинам,
как «Из породы беглецов» (по пьесе Т. Уильямса «Орфей спускается в ад», 1959),
экранизации А. Миллера «Вид с моста» (1962) и Ю. О'Нила «Долгий день уходит в ночь» (Long
Day's Journey Into Night, 1962), «Ростовщик» (1965) - история человека, пережившего ужасы фашизма и
лишившегося всех своих близких. В 70-е Люмет обращается к напряженным городским
сюжетам, ставит полицейский фильм «Серпико» (Serpico, 1973), криминальную драму «Жарким
днем после обеда» (Dog Day Afternoon, 1975) - обе картины основаны на реальных фактах,
экранизирует детектив А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» (Murder On The Orient
Express, 1974), дает сатирическое изображение коррупции в мире ТВ («Телесеть», 1976).
В 80 - 90-е режиссер работает в жанре триллера («Смертельная ловушка» 1982; «На
следующее утро» 1986) и судебной драмы («Вердикт» 1982). В творчестве Люмета часто
звучит тема семьи - будь то семья настоящая («Дэниел» (Daniel), 1983; «На холостом ходу»,
1988; «Чужая среди нас», 1992; «Ночь опускается на Манхэттен», 1997) или некий ее аналог
(«Жарким днем после обеда»; «
Принц города», 1981).
Люмет четырежды выдвигался на премию «Оскар» как лучший режиссер и один раз как
автор адаптации. Получил специальный приз на МКФ в Карлови-Вари в 1984 году за вклад
в киноискусство.
Личная жизнь
Первый брак - с актрисой Ритой Гэм - окончился разводом. Впоследствии был женат на
светской львице Глории Вандербилт, от брака с которой имел двух детей, и на Гэйл
Люмет Баккли.
Сидни Люмет скончался от лимфомы 9 апреля 2011 года в своей нью-йоркской квартире в
возрасте 86 лет.