Фёдор Иванович Шаляпин (1873 - 1938) - великий русский оперный и камерный певец (высокий
бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра
«Метрополитен Опера», первый народный артист Республики. Глубокий интерпретатор
романсов М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова,
П.И. Чайковского, А.Г. Рубинштейна, Шумана, Шуберта, он был также проникновенным
исполнителем русских народных песен. Многогранная художественная одаренность
Шаляпина проявилась в его талантливых скульптурных, живописных, графических
работах. Он обладал также литературным даром.
Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирожденную
музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актерское мастерство».
Голос певца - высокий бас (возможно, бас-баритон) светлого тембра, с весьма
выраженной тремоляцией. Современники отмечают превосходную дикцию певца,
полётный голос, слышный даже в самых удалённых от сцены местах.
Ранние годы
Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля 1873 г. в Казани. Его отец, мелкий чиновник,
служил архивариусом в уездной земской управе. Детство Шаляпина было бедным и
голодным. Образование он получил самое непритязательное - закончил (да и то с
трудом) местное приходское училище. Отец устроил его писцом вначале в уездную
земскую управу, затем к ростовщику и наконец - в судебную палату. Однако ни в одном
из этих мест Шаляпин не держался.
Сосед научил его азам нотной грамоты. После этого Шаляпин, обладавший от природы
красивым дискантом, начал петь в церковном слободском хоре. Его заметили, стали
приглашать в другие церкви, петь на свадьбах и похоронах, потом взяли в
архиерейский хор в Спасском монастыре. Когда голос стал ломаться, пение пришлось
оставить. Некоторое время Шаляпин работал писцом в консистории, а в 1890 г. ему
удалось устроиться в уфимскую оперную труппу Семенова-Самаринского (к этому
времени голос же вернулся, но только не дискант, а баритон).
Первой вещью, исполненной Шаляпиным на сцене, была хоровая партия в комической
опере «Певец из Палермо». Затем он с удивительной быстротой стал овладевать
репертуаром. Помимо хоровых ему стали поручать сольные партии. Когда сезон
кончился, Шаляпин присоединился к малороссийской бродячей труппе Деркача.
Объехав города Урала и Поволжья, труппа отправилась в Среднюю Азию, потом в Баку.
Здесь в 1892 г. Шаляпин вступил во французскую оперно-опереточную труппу Лассаля, но
успел выступить только в нескольких спектаклях. Труппа распалась. Оставшись без
денег, Шаляпин добрался до Тифлиса и перебивался здесь некоторое время
случайными заработками. Потом устроился писцом в управление Закавказской
железной дороги. Вскоре им заинтересовался знаменитый тифлисский учитель пения
Усатов (в прошлом известный оперный певец). Почувствовав в молодом Шаляпине
огромный талант, он взялся учить его, притом совершенно бесплатно. В дальнейшем
Шаляпин называл Усатова своим единственным педагогом и всю жизнь хранил о нём
самые теплые воспоминания.
Через несколько месяцев он уже публично выступал в концертах, организуемых
тифлисским Музыкальным кружком. Его имя стало известно, и он получил приглашение
в тифлисский оперный театр. Таким образом, в 1893 г. Шаляпин впервые попал на
профессиональную сцену. Репертуар театра был огромен. За один сезон Шаляпину
пришлось разучить двенадцать партий из различных опер. Справиться с этим он смог
лишь благодаря своему исключительному таланту. Публика оценила его сразу и по
достоинству. Особенно великолепен был Шаляпин в роли Мельника из «Русалки» и
Тонио из «Паяцев».
Москва. Санкт-Петербург. Мариинка
В 1894 г., собрав достаточно денег, Шаляпин поехал искать счастья в Москву. Попасть в
Большой театр, как он предполагал сначала, ему не удалось, но его взяли в оперную
труппу Петросьяна, которую набирали для петербургского театра «Аркадия» в Новой
деревне. Шаляпин поехал в столицу. Через два месяца театр Петросьяна прогорел.
Шаляпин не хотел уезжать из Петербурга и вступил в товарищество оперных певцов
Панаевского театра.
В начале 1895 г. им заинтересовалась дирекция Мариинского театра. После
прослушивания в феврале был заключен контракт на три года - Шаляпин оказался на
императорской сцене. Первый год он выступал на вторых ролях. Только под конец
сезона, в апреле 1896 г., заменяя заболевшего баса, Шаляпин обратил на себя внимание
исполнением партии Мельника в «Русалке». Огромный успех у публики и
благоприятные отзывы прессы сразу сделали Шаляпина известным.
Русский оперный театр Мамонтова
Именно в частной опере Мамонтова феноменальный оперный и драматический талант
Шаляпина развернулся во всю свою мощь. Дирижером в частной опере был Рахманинов,
художниками - Коровин, Поленов, Врубель, Левитан, Серов, Васнецов, режиссером
вместе с самим Мамонтовым - Лентовский; среди артистов видим, кроме Шаляпина,
Рожанского, Цветкову, Ростовцеву, Забелу. Целью создания Частной оперы была
пропаганда творений «Могучей кучки» (Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова),
произведения которых были тогда не в чести на казенных сценах.
Дебют Шаляпина в Москве состоялся в конце сентября 1896 г. Он исполнял партию
Сусанина в опере Глинки. Пресса сразу отметила его недюжинное дарование. Через
несколько дней он исполнял в «Фаусте» партию Мефистофеля и заслужил громкий
успех. Через два месяца его имя уже было на устах у всех московских театралов. Но
подлинная слава пришла к Шаляпину в конце года, когда Мамонтов поставил
«Псковитянку» Римского-Корсакова. Шаляпин впервые выступал здесь в партии Ивана
Грозного.
Сезон 1897/98 г.г. был отмечен новыми удачами Шаляпина, который исполнял партии
Досифая в «Хованщине» Мусоргского и Варяжского гостя в «Садко»
Римского-Корсакова. В следующем сезоне его популярность была подкреплена
блестящим исполнением роли Олоферна в «Юдифи» и Сальери в «Моцарте и Сальери».
Подлинно шекспировских высот достиг Шаляпин в роли Бориса Годунова в одноименной
опере Мусоргского. Шаляпин был единодушно признан первым оперным певцом России.
Москва. Большой театр
Осенью 1899 г. Шаляпин подписал трехлетний контракт с Большим театром, который
обязался заплатить ему в первый год 9000 рублей, во второй - 10 000, а в третий - 11 000.
Пребывание в Частной труппе можно считать одним из ключевых эпизодов в биографии
Шаляпина, важном для него не только в творческом, но и в личном плане (летом 1898 г. он
женился на артистке мамонтовского театра, итальянской танцовщице Иоле Тарнаги).
Первое же появление Шаляпина на сцене Большого было встречено бесконечными
громовыми аплодисментами. В 1901 г. Большой театр поставил «Бориса Годунова»,
«Псковитянку», «Моцарта и Сальери» - все те вещи, которые прежде высокомерно
отвергались казенной сценой. После того как в них блеснул Шаляпин, они уже
казались признанной классикой, ни в чем не уступавшей европейским оперным
шедеврам.
Зарубежные гастроли
В те же годы начала расти европейская слава Шаляпина.
В 1900 г. он получил приглашение от Миланского театра «La Scala» исполнить партию
Мефистофеля в одноименной опере Бойото, причем дирекция согласилась выплатить
ему за десять выступлений огромную сумму - 15 000 франков. К этим первым в его жизни
зарубежным гастролям Шаляпин готовился с большой тщательностью: занимался
итальянским языком, много размышлял над образом и костюмом Мефистофеля. Его
выступление 16 марта 1901 г. произвело на взыскательных миланских театралов то же
впечатление, что и на московскую публику - уже первая его ария вызвала бурю
аплодисментов. На следующий день Шаляпин проснулся мировой знаменитостью. После
этого он почти каждый год отправлялся в зарубежные гастроли, выступал в
Монте-Карло и Ницце.
В 1907 г. дирекции императорских театров стоило больших усилий заключить с ним
договор. В конце концов, он согласился спеть за сезон 27 спектаклей в Петербурге и
Москве за вознаграждение в 50 тысяч рублей. Остальное время он предполагал
посвятить выступлениям за границей. В мае того же года Дягилев в первый раз
организовал в Париже выступление русских артистов под названием «Русские сезоны
за границей». Цикл концертов впервые по-настоящему познакомил парижан с русской
музыкальной культурой. Французская пресса восторженно писала тогда о музыке
России и ее представителях. Особый успех выпал на долю Шаляпина. В 1908 г. Дягилев
привез в Париж целый оперный спектакль - «Бориса Годунова» с Шаляпиным в
заглавной партии.
В те же годы Шаляпин впервые выступает в Берлине, Нью-Йорке и Буэнос-Айресе. В
Милане он участвует в опере «Борис Годунов» на итальянском языке. Вообще,
благодаря Шаляпину русские оперы, и в особенности произведения Мусоргского,
быстро вошли в репертуар зарубежных театров и стали достоянием мирового оперного
искусства. Но и сам Шаляпин не оставался в стороне от европейских веяний. С конца
1900-х г.г. едва ли можно говорить о нем как об исключительно русском оперном певце -
он принадлежал уже мировой культуре. Большая часть его выступлений теперь
проходит за рубежом.
Специально для Шаляпина французский композитор Массне пишет в 1910 г. оперу «
Дон
Кихот». Произведение это было более чем посредственным, но Шаляпин,
вдохновленный Сервантесом, сумел внести в свою роль огромный внутренний трагизм.
И в дальнейшем
Дон Кихот оставался одной из лучших его ролей. С большим успехом
исполнял он партию Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» и короля Филиппа в «Дон
Карлосе».
В революцию 1905 года примкнул к прогрессивным кругам, жертвовал сборы от своих
выступлений революционерам. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и
др.) порой превращались в политические демонстрации.
После Революции и Первой мировой войны
С началом Первой мировой войны гастроли Шаляпина прекратились.
Вплоть до 1920 г. он безвыездно прожил в России. Но и в эти годы его артистическая
деятельность была очень интенсивной.
В 1915 году состоялся дебют в кино, главная роль (царь Иоанн Грозный) в исторической
кинодраме «
Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея
«Псковитянка»).
В 1917 году Ф. И. Шаляпин в постановке оперы Дж. Верди «Дон Карлос» в Москве выступает
не только как солист (партия Филиппа), но и как режиссёр. Следующий его
режиссёрский опыт - опера «Русалка» А. С. Даргомыжского. В этих постановках для
заглавных партий он выбирает молодую певицу К. Г. Держинскую.
В 1916 г. он окончательно ушел с казенной сцены, выступал в антрепризе Аксарина и
Частной опере Зимина. Очень часто он давал безвозмездные концерты в пользу
раненых. Февральскую и Октябрьскую революции Шаляпин встретил благожелательно.
В апреле 1918 г. он вернулся в Мариинский театр, который перестал быть
императорским. В это время театр переживал тяжелый кризис. Многие артисты, притом
наиболее талантливые, эмигрировали из страны. Былая театральная публика ушла в
небытие. Большую часть постановок пришлось снять с репертуара, остальные
давались при полупустом зале. В ноябре 1918 г. постановлением Совнаркома ему было
присуждено звание народного артиста. В 1919 г. Шаляпин вошел в состав дирекции
театра и фактически стал его художественным руководителем.
С 1920 г. возобновились зарубежные гастроли Шаляпина. После многолетнего
отсутствия его концерты в Европе и Америке имели триумфальный успех. Огромные
гонорары, выплачиваемые за каждое выступление, конечно, не шли ни в какое
сравнение с теми, что он получал в голодном Петрограде. Это обстоятельство,
по-видимому, стало одной из причин его нежелания возвращаться в Россию.
В апреле 1922 г. Шаляпин на короткое время приехал в Петроград и в последний раз
выступил в «Борисе Годунове». Через несколько дней он вновь отправился на
гастроли, из которых в Россию уже не вернулся.
Эмиграция
Шаляпин осел во Франции. В Париже у него была огромная квартира, занимавшая весь
этаж дома, возле Биарицца - большое имение. Певец уехал туда вместе со второй женой
- Марией Валентиновной. Однако он проводил здесь мало времени. Последние 16 лет его
жизни прошли в непрерывных гастролях по всем частям света. Он находил абсолютное
признание на всех континентах и во всех странах, куда его забрасывала судьба.
Только в СССР он не приезжал никогда. В 1927 г. советское правительство лишило его
звания народного артиста. Как раз в это время князь Церетели образовал в Париже
Русскую оперу из русских актеров-эмигрантов. Шаляпин принял в ней участие. Состав
труппы был очень сильным, и долгое время Русская опера имела репутацию одного из
лучших оперных театров Европы.
В 1932 г. Шаляпин снялся в звуковом фильме «
Дон Кихот», который обошел
затем экраны кинотеатров многих стран и стал заметным явлением киноискусства.
Фильм был снят сразу на двух языках - английском и французском, с двумя составами
актёров, музыку к фильму написал Жак Ибер. Натурные съемки кинофильма проходили
близ города Ницца. Мировая слава Шаляпина с годами становилась все большей.
Несмотря на высокую цену билетов его выступления всегда проходили при полном
зале. Число даваемых им каждый год концертов было огромно.
В 1935-1936 годах певец отправляется в свои последние гастроли на Дальний Восток, дав
57 концертов в Манчжурии, Китае и Японии.
Между тем начиная с 1936 г. здоровье Шаляпина стало быстро разрушаться. Летом 1937 г.
врачи определили у него болезнь сердца и эмфизему легких. За несколько месяцев из
крепкого мужчины он превратился в старика. В начале 1938 г. появились признаки
злокачественного малокровия, а 12 апреля 1938 года Шаляпин скончался от лейкемии в
Париже. Был похоронен на парижском кладбище Батиньоль, а в 1984 году его прах
перезахоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Афоризмы Шаляпина
-- Душа - не жопа, высраться не может.
-- Само понятие о пределе в искусстве мне кажется абсурдным. В минуты величайшего
торжества в такой даже роли, как Борис Годунов, я чувствую себя только на пороге
каких-то таинственных и недостижимых покоев. Какой длинный, какой долгий путь!
-- Я вообще не верю в одну-единственную силу таланта, без упорной работы.
Выдохнется без неё самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не
пробивая себе дороги через пески...
Написал автобиографические книги:
• «Страницы моей жизни» (совместно с Максимом Горьким)
• «Маска и Душа. Мои сорок лет на театрах» (автобиография)
Личная жизнь
Шаляпин был дважды женат, и от обоих браков у него было рождено 9 детей (один умер в
раннем возрасте от аппендицита).
Со своей первой женой Фёдор Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде, и они
обвенчались в 1898 году в церкви села Гагино. Это была молодая итальянская балерина
Иола Торнаги (Иола Игнатьевна Ле-Прести (по сцене Торнаги), скончалась в 1965 году в
возрасте 92 лет), родившаяся в городе Монца (недалеко от Милана). Всего у Шаляпина в
этом браке родилось шестеро детей: Игорь (умер в возрасте 4 лет), Борис, Фёдор,
Татьяна, Ирина, Лидия. Фёдор и Татьяна были близнецами.
Иола Торнаги долгое время жила в России и только в конце 1950-х годов, по приглашению
сына Фёдора, переехала в Рим. Сын великого певца Фёдор Фёдорович Шаляпин стал
актёром. Борис стал известным художником.
Уже имея семью, Фёдор Иванович Шаляпин сближается с Марией Валентиновной
Петцольд (урождённая Элухен, в первом браке - Петцольд, 1882-1964), у которой было двое
своих детей от первого брака. У них рождаются трое дочерей: Марфа (1910-2003), Марина
(1912-2009) и Дасия (1921-1977). Дочь Шаляпина Марина (Марина Фёдоровна Шаляпина-Фредди),
прожила дольше всех его детей и скончалась на 98-м году жизни.
Фактически у Шаляпина появилась вторая семья. Первый брак не был расторгнут, а
второй не был зарегистрирован и считался недействительным. Получилось, что у
Шаляпина в старой столице была одна семья, а в новой - другая: одна семья не ездила
в Петербург, а другая - в Москву. Официально брак Марии Валентиновны с Шаляпиным
был оформлен в 1927 году уже в Париже.