Родился 8 июля 1905 года в Москве. В 1925 году поступил в Государственный техникум
кинематографии (сейчас - ВГИК), окончил его в 1928 году с дипломом
художника-декоратора. C 1926 года работал на киностудии «Межрабпом-Русь» сначала
помощником декоратора, затем - мультипликатором. Вскоре после окончания обучения
поступает на работу художником-мультипликатором на киностудию «Госвоенкино».
В начале 1930-х Амальрик переходит на киностудию «Межрабпомфильм». В рисованноим
фильме «Блэк энд уайт» (по стихотворению Владимира Маяковского) был впервые
упомянут в титрах как режиссёр и художник (наравне с И. П. Ивановым-Вано). Это была
значительная постановка, пронизанная гражданским пафосом и любопытная в
художественном плане. К середине 1930-х становится самым известным
мультипликатором Москвы.
В 1936 г. перешёл на новообразованную киностудию «Союзмультфильм». Вначале работал
в жанре политической сатиры: «
Журнал политсатиры № 1» (1938), «
Победный маршрут» (1939). Затем вместе увлёкся современной сказкой. В 1939
году ставится один из первых удачных цветных анимационных фильмов «
Лимпопо».
Его фильмы отличаются мягким юмором, тщательно выстроенной композицией,
изобретательностью и утонченным лиризмом. Амальрик в основном создавал фильмы
для самых маленьких зрителей. Первые годы сотрудничал с режиссером Владимиром
Полковниковым. Вместе они создали «
Лимпопо», «
Павлиний хвост», «Серую шейку», «Высокую горку», «
Волшебный магазин». Объединенные схожими творческими стремлениями,
режиссеры нашли собственный стиль.
Несмотря на эвакуацию части «Союзмультфильма» в Самарканд, Амальрик остаётся в
Москве, где выступает одним из инициаторов съёмок мультипликационного
сатирического плаката «
Кино-цирк» (1942). На студии
«Воентехфильм» работает над инструктивными мультипликационными картинами:
например, «Немецкая оборона и ее преодоление».
Первую самостоятельную постановку Леонид Амальрик осуществил в 47 лет - «
Стрела улетает в сказку». Он строился на сочетании реального мира со
сказочным. Режиссер
работал в творческом
контакте с драматургом Владимиром Сутеевым и художником Александром Трусовым. Их
фильмы «Снеговик-почтовик» (1955) и «Кораблик» (1956) пронизаны детской
непосредственностью, добротой, насыщены яркими красками и характерами. В 1958 году
Амальрик снял фильм-оперу «Кошкин дом», за который получил первую премию на Х МКФ
детских фильмов в Венеции. Экранизация известного стихотворения Самуила Маршака
не только высмеивала мещанство и стиляжничество, но и поднимала настроение
задорной музыкой, веселыми шутками, блистательной работой аниматоров и актеров
Веры Орловой, Георгия Вицина, Сергея Мартинсона, Елены Понсовой, Анастасии
Георгиевской.
Начиная с этого фильма, Леонид Алексеевич работал исключительно с художниками
Надеждой Приваловой и Татьяной Сазоновой. Среди лучших постановок: «
Три дровосека», «Разные колёса», «Две сказки», «Дюймовочка», «
Про бегемота, который боялся
прививок». Фильмы разные и по стилю, и по динамике. В «Двух сказках» зверята
Сутеева демонстрируют преимущества взаимовыручки, в «Трёх дровосеках» Соломинка
и Лапоть страдают от бездельника Пузыря, в «Дюймовочке» любимые всеми герои
Андерсена разыгрывают щемящую историю страданий самой маленькой девушки на
земле, ну а в «Бегемоте» зрителей захватывает вихрь трюков, гэгов и комических
ситуаций.
Амальрик не раз возвращался и к сатирическому жанру: «
Непьющий воробей», «
Бабушкин
козлик».
После создания фильма «
Терем-теремок»
в 1971 г. прекратил работу в кино.
Жена Леонида Алексеевича художник Надежда Михайловна Привалова работала вместе
с мужем над многими его мультфильмами.