Элизабет Рут Грэйбл родилась в Сент - Луисе, штата Миссури 18 декабря 1916 года у
Джона Конна Грэйбла (1883-1954) и Роуз Лиллиан Хофманн (1889-1964). Бетти была третьим
ребенком Конна и Лиллиан. Ее сестра Марджори родилась в 1909 году, а ее брат Джон
Карл родился в 1914 году, но прожил недолго и умер. Последние из Грэйблов были
американцы, но их далекие предки были голландских, ирландский, немецких и
английских корней. Отец был успешным брокером, а мать испытывала тягу к искусству.
Не имея возможности себя реализовать, Лиллиан принялась за детей. Она рано отдала
девочку в школу танцев, к счастью, Бетти была не обделена ни талантом, ни
энтузиазмом, так что ее ранние годы были посвящены урокам танцев, учебе игры на
саксофоне и пению. Несмотря на все возражения отца, мать Грэйбл уговорила принять
ее в Лос-Анджелесе в Голливудскую профессиональную школу, подготавливающую
девушек для исполнения музыкальных номеров, таким образом, готовя дочь к будущей
кинокарьере.
В 1929 году она и Бетти переехала в Голливуд, в то время, когда начался «Золотой век
звуковых фильмов», «Star-Studded Revue» и комедии «Technicolor» только зарождались. Свою первую
роль Грэйбл исполнила, благодаря энергичности своей матери. Бетти была принята в
качестве хористки в танцевальную труппу за $ 50 в неделю для участия в съмках в
фильмах «
Счастливые
дни» и «Let's Go Places».
Ей было всего 13 лет, когда она снялась в фильме 1929 года «
Счастливые
дни», правда она исполняла крохотную роль, участвуя в хоре девушек, но,
поскольку хор показали мельком, нельзя было с уверенностью сказать, сколько ей
было лет. Ее деятельная мамаша не остановилась и попыталась по подделным
документам протолкнуть дочь в следующий фильм, однако обман раскрылся и Грэйбл
уволили. И все-таки Грэйбл, наконец, получила роль в качестве Золотой (cowgirl) девочки
в фильме «Вупи!» (1930), с участием Эдди Кантора. Хотя Грэйбл и не была указана в
титрах, она станцевала в начале номера «ковбои». Далее, в течение 5 лет, Бетти
работала на разных студиях, исполняя небольшие роли, в том числе и в фильме,
получившем Оскар «
Веселый
развод» (1934) с участием Фреда Астера и Джинджер Роджерс. Поработав в фильмах для
Эдди Кантора и Басби Беркли, она подписала в 1934 году в контракт с RKO на 5 лет.
Последовали множество (более 40) проходных и маленьких ролей, едва заметных до тех
пор, пока Грэйбл не подписала контракт с Paramount, а та в свою очередь временно отдала
ее 20th Century-Фокс, который снял ее в фильме «
Кожаный парад»
(Pigskin Parade, 1936), где она расскрылась как настоящая актриса. В 1939 Грэйбл исполнила
роль в Бродвейском хите Коула Потера «Дю Барри была женщиной». Спектакль прошел 6
декабря; а 11 декабря ее снимок появился на обложке журнала «Life».
В июле 1940 года, после возвращения в Голливуд, она заключает контракт с 20th Century-Фокс,
который подписывает сам Дэррил Ф. Занук, и снимается (вместо заболевшей Алисы
Файе) в своем первом цветном фильме у режиссера Ирвинга Камингса "В гостях у
Аргентины". Эта роль стала для Грэйбл заметным шагом в ее карьере. Продолжает
расти и ее известность среди «самых красивых блондинок».
Бетти Грэйбл сделала еще несколько десятков обычных цветных мюзиклов для Фокса в
течение следующего десятилетия такие как: «
Луна над
Майами» (1941), как и предыдущий при участии Дона Амичи, «Весна в Скалистых горах»
(1942); «Кони-Айленлд» (1943) с Джорджем Монтгомери; «
Sweet Rosie O'Grady» (1943) с Робертом Янгом; «Алмазная
подкова» (1945) с Диком Хеймесом; «
Сестрички
Долли» (1945) с Джоан Пейн и в наиболее знаменитом ее фильме «
Мама была в трико» (1947) с ее любимым партнером Дэном Дэйли.
Настало время ее триумфа, в 1943 году ее называли «королевой билетной кассы»,
«девушкой с ножками за миллион долларов». Этому послужили и сделанные на студии
фотографа Фрэнка Поволны ее знаменитые фотографии в стиле «pin-up», которые (вместе
с ее фильмами) в скором времени стали сверхпопулярными, несмотря на конкуренцию
со стороны таких звезд как Рита Хэйуорт, Дороти Ламур, Вероника Лэйк, Кэрол Лэндис,
и Лана Тернер. Постеры с ее изображением украшали жизнь американских солдат в
течение Второй Мировой войны.
Многочисленные поклонники писали ей письма, и иногда почта достигала до 10 тыс.
посланий за неделю, а в 1944 году она даже отправила 54 тыс фотографий со своим
автографом, отвечая своим поклонникам (в основном военнослужащим) в
Кэмп-Робинсон, штат Арканзас, которые прислали ей письма. Актриса заработала для
студии свыше 100 миллионов долларов США. На тот момент она стала № 1 среди артисток
студии. К концу 1940 Грейбл была весьма высокооплачиваемой женщиной - звездой в
Голливуде.
К ее послевоенным мюзиклам относятся: «Эта леди Эрмина» (1948) с Дагласом Фэрбэнксом
младшим, «Когда моя Бэби улыбается мне» (1948) вновь с Дэном Дэйли, «Уабаш Авеню» (1950)
(ремейк фильма с ее же участием
Кони-Айленд) с
Виктором Мэтьюром, «Мое синее небо» (1950) и «Встреть меня после шоу» (1951). Директор
студии Деррил Занук щедро ставил ее на съемки дорогих по тем временам цветных
фильмов и за 13 лет снял с ее участием 25 мюзиклов и комедий. Последний хит Фокса с ее
участием был фильм «
Как выйти замуж за миллионера» (1953) с Лорен Бэколл и
Мэрилин Монро.
В дальнейшем карьера Бэтти была отмечена скандалом с главой студии. В середине
скандала она шумно ворвалась в его кабинет, устроила сцену и порвала контракт. Это
привело к тому, что ее пытались заменить на съемочной площадке, ставя на роли
предназначенные ей других актрис, в том числе Вивиан Блэйн, Джин Хэвер и Мэрилин
Монро. Все меньше и меньше снимаясь на киноплощадках, она умудрилась после своего
последнего фильма «
How to Be Very, Very Popular» (1955), невольно обидеть продюсера Сэма Голдуина и тем
самым потеряла шанс сыграть роль Аделаиды в фильме «Парни и куколки» (1955). Поняв,
что на киноплощадки ее теперь не пустят, она постепенно перешла на телевидение, но
и там выступала недолго и, разочаровавшись, ушла на полупенсию, изредка выступая в
ночных клубах Лас Вегаса.
После второго развода в 1965 году она триумфально вернулась на Бродвей в спектакль
«Хелло, Долли» в роли Кэрролл Ченнинг. Однако претерпевает неудачу, в 1973 в Лондоне
Бетти играет в музыкальной комедии «Прекрасная звезда», но отзывы критики были
настолько отрицательными, что постановку закрыли через 2 недели.
Незадолго до своей смерти, Грэйбл появилась в рекламе пищевой продукции с низко-
калорийным содержанием, убеждая в этом зрителей своей очаровательной фигурой и,
не смотря на возраст, хорошо сохранившейся внешностью.
Личная жизнь Бетти тоже была противоречивой. В 1937 году она вышла замуж за
известного бывшего ребенка-актера Джеки Кугэна. Он находился под значительным
стрессом после ряда судебных разбирательств со своими родителями по поводу
контроля над его заработком, впрочем, пара развелась в 1940 году. Некоторое время
Грэйбл имела романтическую связь с Джорджем Рафтом, а в 1943 году она вышла замуж за
трубача и бигбенд - лидера Гарри Джеймса. Они пережили бурные 22 года брака,
несмотря на то, что Бетти страдала от алкоголизма и неверности Гарри. Пара имела
двух дочерей: Викторию (1944 года рождения) и Джессику (1947 года). Они развелись в 1965
году. Грейбл вступила в связь с танцором Бобом Ремиком, который был на несколько
лет младше ее. Хотя они и не вступали в официальный брак, их гражданский брак
длился до конца жизни Бетти.
Бетти Грэйбл была отчаянной курильщицей, выкуривая, зачастую, по 3 пачки в день. В
возрасте 56 лет Бетти Грэйбл умерла от рака легких в Санта-Монике, Калифорния.
Похоронена на кладбище «Инглевудский Парк» в Инглевуде, штат Калифорния.