Смоляков Андрей Игоревич родился 24 ноября 1958 года в Подольске.
В 1980 году окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС,
мастерская О. Табакова).
В 1980 - 1982 гг. - актер Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя,
в 1984 - 1986 гг. - театра "Сатирикон" (тогда Театр миниатюр),
с 1986 года - Театра-студии под руководством О. Табакова.
Дебют в кино - в фильме "Целуются зори" (1977). Андрей - один из самых востребованных
артистов отечественного кино. В его фильмографии более ста картин.
Детство
Его судьба складывалась непросто с самого детства. В 1960-х жизнь побросала семью
маленького Андрюши по разным уголкам родного Подольска. Приходилось несладко.
Первая половина детства связана с пожарной охраной № 2 Подольского механического
завода. Там работали отец и дед, и на втором этаже жили семьи пожарных.
Папа умер от
алкоголя, мама была учительницей. Долгое время они с мамой жили одни. Потом она
второй раз вышла замуж и родилась сестра Наташа, на 9 лет моложе.
В 3 года Андрей заболел менингитом и жизнь превратилась в сплошное «нельзя». В
музыкальную школу поступать нельзя. На уроке больше 30 минут сидеть нельзя -
выгоняют из класса, и ты чувствуешь себя ущемленным, ущербным. Но в один
прекрасный момент, повзрослев и «забыв» все медицинские рекомендации, пошел
заниматься легкой атлетикой, а затем волейболом.
Школу окончил с одной четверкой. ». Правда, серебряную медаль не получил. К тому
времени их уже отменили. Давали только золотые.
Учеба ему вообще очень легко давалась. Занимался волейболом, даже играл в сборной
Подольска. Но понимал, что не сможет продолжать волейбольную карьеру - ростом не
вышел. Увлечение спортом ему на самом деле очень помогло. Спорт вырабатывает силу
воли и формирует характер. В дальнейшем это помогло ему в учебе, когда он пришел
белым листом в театральное училище.
Учёба
Профессию актёра Андрей Смоляков выбрал в шутку. Он до этого просто в театре не
был ни разу. Кроме Большого и Театра Оперетты, никаких театров не знал. Но дома
была огромная библиотека, множество альбомов по живописи... Андрей был очень
развитым мальчиком, с хорошим вкусом. Хотел быть врачом, нейрохирургом, даже ходил
в кружок «Юный медик» при больнице...
Но тут прочитал в газете, что Щукинское театральное училище проводит набор с
предварительной консультацией. И тут же сказал маме: «Может, попробовать?!» В
ответ узнал, кто он есть на самом деле. Что, мол, у него ни кожи, ни рожи, а туда
только красивых берут. Или по блату. И вообще - что это за профессия такая? Но при
всём этом именно мама записала его на собеседование. В подмосковном Подольске
мама работала учителем. И в тот день ей надо было ехать в Москву на курсы повышения
квалификации. Когда она днём вернулась, то сообщила, что в 9 вечера надо быть в
училище. Андрея послушали и приняли. Так всё произошло в один день: утром -
объявление, вечером - собеседование.
После собеседования художественный руководитель, набиравший курс, сказала:
«Будешь у меня учиться». И дальше Андрей сдавал экзамены, не сильно утруждаясь,
тем более что всегда хорошо успевал в школе.
Обучаться актерскому мастерству начал в Театральном училище им. Б. Щукина, однако
на третьем курсе перевелся в ГИТИС, в мастерскую Олега Табакова, которую окончил в
1980-м (как раз тот самый первый курс Олега Павловича). Костя Райкин должен был
ставить "Маугли", искал артиста на эту роль. Андрей с Костей познакомились, стали
работать. И потом встал вопрос, чтобы играть сделанный спектакль. Щукинское
руководство не разрешило, и тогда Андрей перешел на курс к Табакову.
В Театральной студии на улице Чаплыгина впервые появился в 1978 году. Здесь сыграл
заглавную роль в спектакле «Прощай, Маугли!» Р. Киплинга и Человека боя в
спектакле «Две стрелы» А. Володина.
Театр
После окончания ГИТИСа работал в Театре им. Н. В. Гоголя (1980-1982), затем в Театре
миниатюр под руководством Аркадия Райкина (1982-1986). Тогда Табакову не разрешили
открыть свой театр. И выпускники разбежались, как напуганные, нашкодившие дети, по
разным московским театрам. А по ночам все равно встречались в подвале - работали.
Потом уже Олег Павлович набрал новый курс (а Смоляков был на этом курсе педагогом),
и уже, когда этот курс выпускался, Борис Николаевич Ельцин сказал: "Пусть будет
новый театр в Москве!" Тогда и собрались все вместе по-настоящему. Но, естественно,
кто-то к этому моменту не захотел участвовать в новом деле, кого-то Олег Павлович
не позвал. Но первыми, кто разгребал подвал на Чаплыгина - будущую Табакерку, от
экскрементов, оставленных бомжами, были Смоляков с бывшими однокурсниками: Васей
Мищенко, с к сожалению уже умершей Леной Майоровой, Игорем Нефедовым, Ларисой
Кузнецовой, Сережей Газаровым.
Так что, в Московском театре п/р Олега Табакова Андрей Смоляков - с 1986 года. В
Театре О. Табакова занят в спектаклях «Лицедей» Т. Бернхарда (Брюскон), «Страсти по
Бумбарашу» Ю. Кима (Поручик), «Отцы и дети» И. С. Тургенева (Павел Петрович
Кирсанов). Андрей Смоляков очень верный человек. Своего звездного часа он ждал
очень много лет. Андрей верен и Учителю, и его театру, и собственному выбору. Он - из
первого табаковского выбора, еще со времен Дворца Пионеров. Подвал для этого
курса - своеобразная Мекка. Даже те, кто не выдержал, кто ушел, все равно хоть раз в
году возвращается туда, чтобы отдать дань своей восторженной юности и
позавидовать успеху однокашников. Театр на Чаплыгина уже давно из милой
перестроечной студии превратился в серьезную творческую лабораторию, в кузницу
звезд русской театральной школы. Отсюда вышли Миронов и Машков, Германова и
Зудина, Майорова и Кузнецова.
О мощном трагическом даре Смолякова впервые заговорили, когда он сыграл
Ротмистра в спектакле «Табакерки» «Отец». После роли Хлудова в актерской
личности Смолякова обнаружили мистические черты и харизму... Олег Табаков об
Андрее Смолякове: «Андрей из наших „ветеранов“, из эпохи, обозначенной „Маугли“
и „Двумя стрелами“. Те его достижения не забылись со временем. В них была какая-то
самоценность. Он сделал заявку на будущее и эту заявку подтвердил. Природа
отпустила ему много даров, внятное сценическое обаяние, превосходную пластику.
Ему не надо отстаивать свои позиции в театре. Они у него крепки и надежны».
Елена Груева: "Андрей Смоляков - классический трагик; в 19 веке его бы носили на
руках и сравнивали с Каратыгиным и Сальвинии. Но он родился в другое время и
большую часть жизни провел в подвале на Чаплыгина, играя что угодно, только не
Шекспира. Скажете, Смолякову не повезло со временем? Напротив, это авторам повезло
со Смоляковым. Низкие потолки, глухая акустика и пьесы без героев не подавили его
трагического темперамента, наоборот - перевели его в редкостный регистр. Кого бы
он ни играл - Бернхардта или Сорокина, Булгакова или дебютанта Симонова - Смоляков
раздвигает пределы пьесы, делая ее сложней и содержательней".
Андрей Смоляков о профессии: "Я строго придерживаюсь правила: вышел со сцены -
вышел из образа. В противном случае давно бы уже либо сошёл с ума, либо спился. У
меня за последние несколько лет в театре подряд идут «Отец» Стриндберга, где
герой кончает самоубийством, потом персонаж Актёр в спектакле «На дне» - всем
памятна фраза, что он повесился на пустыре. Далее Хлудов в «Беге», который сходит с
ума. Поэтому я стараюсь не смешивать жизнь сценическую и реальную".
Кино
В кино дебютировал в середине 1970-х годов.
Ещё учась только на первом курсе Андрей прошёл пробы на главную роль в кинофильме
«
Целуются зори». Это случилось в 1977 году. У картины была всесоюзная
премьера. Её начали показывать одновременно практически во всех кинотеатрах
СССР. На свой первый гонорар купил сестре фортепьяно, маме - платье, себе - джинсы. В
то время у фарцовщиков они стоили 150 рублей. Заносил их, что называется, до дыр.
Зато они сильно пригодились для роли Маугли в спектакле Константина Райкина,
который он начал играть на третьем курсе.
Первоначально снимался в ролях положительных героев («Витражных дел мастер», «
О тебе», «Год
41»), с возрастом перешел на сериальных негодяев («
Потерявшие солнце», «День рождения Буржуя»).
В его фильмографии более 60 киноролей. Самые яркие - работа в дебютной для актера
картине «
Целуются
зори», роли в экранизации «
Благородный
разбойник Владимир Дубровский» по А.С.Пушкину и в психологической драме «
Запах осени».
У самого Смолякова есть любимый фильм с его участием: "Есть особенный фильм,
снятый Родионом Нахапетовым, он называется «
О тебе». Мы там играем с Верой
Глаголевой. И мы не разговариваем, а поем. Фильм снимался в удивительных местах и
сценарий очень интересный".
Снялся у Сергея Урсуляка в картине «
Исаев», в сериале «
Журов», в фильме «
Любимая дочь папы Карло».
В 2012 году актеру досталась главная роль в сериале «МосГаз», которая стала одной из
значимых страниц в его биографии. Образ майора Черкасова получился сквозным для
нескольких сериалов, снятых в последующие годы. Ведущие роли в картине исполнили
Марина Александрова, Максим Матвеев, Екатерина Климова, Агния Кузнецова и
Светлана Ходченкова.
2013 год принес актеру одну из наиболее ярких его работ - картину «
Сталинград». В
следующем году Смоляков принял участие в международном фильме «
Вий», работа над которым велась не
только в России, но и в Германии, Чехии, Великобритании и Украине.
В 2014-м актер вернулся к роли Черкасова в новом сериале «
Палач».
В 2015 году вышло продолжение повествования о майоре Черкасове и его
расследованиях - детектив «
Паук».
В марте 2015-го Смоляков стал гостем авторской передачи «Познер», где размышлял над
сложными вопросами: стоит ли считать сериалы искусством и как должно происходить
патриотическое воспитание. Актер высказал свое мнение о Григории Распутине,
сложной исторической фигуре и основном персонаже фильма «
Григорий Р.», в котором
незадолго до этого поучаствовал. О новом проекте артист рассказал и в телешоу
«Вечерний Ургант».
Сериал «
Шакал»
продолжил цикл картин об опергруппе Черкасова. На этот раз 2 ведомства советской
милиции - МВД и УБХСС - вынуждены вместе работать над делом. Образы бандитов в
новой истории достались молодым, но уже завоевавшим популярность актерам
Александре Бортич, Павлу Чинареву, Сергею Белову и Андрею Феськову.
В российском историческом блокбастере «
Викинг» Андрей Игоревич сыграл
роль полоцкого князя Рогволда. Фильм вызвал неоднозначные отзывы критиков, но
полностью окупился в прокате и вышел на международный рынок, где также имел
некоторый успех.
В 2017 году состоялась премьера спортивной киноленты «
Движение
вверх», в которой персонажем Смолякова стал глава советской федерации
баскетбола. Психологическая драма «
Преступление»
с участием актера рассказывала о том, как расследование убийства девушки
сказалось на судьбах родителей, сыщиков и даже городской избирательной
кампании.
В 2018 году на суд зрителей представлен дебютный режиссерский проект Данилы
Козловского «
Тренер». Главную роль нападающего сборной России по футболу
постановщик взял на себя, а Смолякову доверил образ отца.
Осенью 2018-го вышло продолжение рассказа об отважном майоре Черкасове под
названием «Операция “Сатана”».
На кинофестивале в Торонто состоялась премьера российско-французского триллера
«Завод». Смоляков в картине выступил в образе владельца предприятия, которое
умышленно доводится до банкротства.
Андрей Смоляков снялся в главной роли в фантастической драме «Пришелец» о
космонавте, застрявшем на чужой планете. Сценарий фильма частично перекликается
с голливудским блокбастером Ридли Скотта «
Марсианин».
В криминальном триллере «Мертвое озеро» речь вновь идет об убийстве. В актерский
состав, помимо Смолякова, вошли Павел Табаков, Евгений Цыганов, Полина и Ксения
Кутеповы.
Зрители оценили работу Смолякова в сериале «Бывшие». В фильме снялись также Денис
Шведов, Карина Разумовская, Любовь Аксенова. Сериал вышел на экраны весной 2020
года.
Проекты, в которых снимается Андрей Смоляков, всегда привлекают внимание
телезрителей. Осенью на Первом канале вышла очередная часть детективного сериала
«Мосгаз» с его участием: «Формула мести». Это 6-й сезон популярного проекта,
премьера которого состоялась годом ранее. В сериях 7-го сезона «Катран» речь пошла
о подпольном игорном мире, в котором начинают происходить загадочные убийства.
Осенью 2021 года на Первом канале состоялась премьера документальной ленты об
актере под названием «Андрей Смоляков. Против течения». Оттуда поклонники узнали
о том, что их кумир в 3-летнем возрасте переболел менингитом. Ребенком он был на
грани жизни и смерти, а после выздоровления долгое время вынужден был
отказываться от спортивных игр и даже в школе учителя требовали от школьника
присутствия только на половине уроков.
Фильмография актера тем временем пополнилась очередной историей о Черкасове
«Мосгаз. Дело № 8: Западня». Исполнитель поделился в интервью, что этот сезон стал
для него очень трудным в плане лексики. Приходилось учить жаргоны воровского мира
и вплетать их в служебную терминологию.
Полковника ФСБ Андрей Игоревич сыграл в проекте «
Сказки Пушкина. Для взрослых». Его персонаж появился в
переосмысленной сказке великого классика «Балда», сменив на этой позиции попа.
Образ Балды исполнил Даниил Чуп.
В 2022 году стартовал сериал «
Карамора», в котором Андрей
Игоревич вновь сотрудничал с Козловским-режиссером. Зрители отметили, насколько
органично смотрелся всеми любимый майор Черкасов в амплуа старейшего вампира
Свечникова. Лента получила массу положительных отзывов и заняла достойное место
в фильмографии актера.
Телезрители вновь увидели Смолякова в образе блюстителя порядка, на этот раз в
детективном сериале «
Художник». В интервью Андрей
Игоревич назвала своего персонажа майора Ефимова мудрейшим и опытным человеком,
получившим закалку еще во время революции. Актер отметил и профессионализм более
молодых коллег на съемочной площадке - Александра Горбатова, Кирилла Зайцева.
Личная жизнь
Первая жена Андрея
Смолякова Светлана - балерина, солистка Большого театра. А сын Митя (1984 г.р.)
отбился от семейной традиции, в артисты не пошёл. Театральный ребенок видит не
знаменитых артистов на сцене театра Табакова или Большого театра, а обычных людей
за кулисами. И тогда весь театральный флер развенчивается. Видимо, обратная
сторона театра не навеяла ему любви к профессии. В выборе профессии он был
категоричен и поступил в институт радиоэлектроники и автоматики. Потом, правда,
отучившись 3,5 года, забрал документы и поступил во МХАТ на продюсерский факультет.
В Подольске живут мама и сестра Андрея Смолякова, он их довольно часто навещает.
Андрей носит на груди амулет: "Это кельтский знак удачи. Его подарила модельер
Дарья Разумихина, которая и стала его второй супругой. На меня женщины всё вешают,
как на ёлку. А я, как дурак, ношу. Наверное, в детстве не наигрался в амулеты. То
пионерская организация не разрешала, то комсомол. А так хотелось чего-то
оригинального. Вот и компенсирую в пожилом возрасте".