Начало карьеры
Роланд Эммерих родился 10 ноября 1955 года в Штуттгарте (Германия) в семье богатых
предпринимателей. Окончив гимназию, он поступил в мюнхенскую Школу кино и
телевидения, где начал изучать кинорежиссуру. В 24 года, будучи студентом, он снял
свой дебютный фильм - черно-белую короткометражку «
Француз». В 1984 году, выпускная
работа Эммериха, научно-фантастическая картина «
Принцип Ноева ковчега» стала самым высокобюджетным студенческим
фильмом в истории кинематографа, на неё было истрачено более 1 млн немецких марок.
«Принцип» открывал конкурсный показ Берлинского кинофестиваля 1984 года и
назывался в числе претендентов на главный приз фестиваля - «Золотого медведя».
Успех дебютного фильма Эммериха, права на который купили кинопрокатчики 20 стран
мира, позволил режиссёру основать собственную продюсерскую компанию «Centropolis
Films».
Голливуд
В Америку режиссера привез глава студии «Carolco» Марио Кассар, чтобы тот сел в
режиссерское кресло научно-фантастической картины «Isobar» с участием Сильвестра
Сталлоне. Но проект был положен на полку из-за увеличивавшегося бюджета.
После этого Кассар предложил Эммериху снять картину «
Универсальный солдат» (1992) с участием Жана-Клода Ван Дамма и Дольфа
Лундгрена.
Фильм «
Универсальный солдат» ознаменовал начало долголетнего сотрудничества
Эммериха с голливудским продюсером Дином Дэвлином. Как и фильм
«Робот-полицейский» Пола Верховена на сходный сюжет, фильм «
Универсальный солдат» имел значительный успех в прокате (при затратах
в 20 млн $ только в США фильм окупился больше, чем в пять раз) и породил целую серию
фильмов-продолжений.
Первым крупным совместным проектом Эммериха и Девлина стала лента «Звёздные
врата» (1994) - фильм, навеянный американскими макулатурными фантастическими
романами, костюмными историческими эпосами 1950-х, передовыми работами современных
египтологов. По сюжету фильма археологи, ведущие раскопки в Египете, обнаруживают
некие «Звёздные врата» через которые можно попасть в параллельный мир. В
параллельный мир (напоминающий по Эммериху Древний Египет, а заодно и весь
Ближний Восток) снаряжается экспедиция из учёных и военных, которая обнаруживает,
что миром по другую сторону «звёздных врат» заправляет коварный
инопланетянин-паразит. Кассару не понравилась режиссерская версия картины
«Звездные врата», он нанял своего монтажера, урезал характерные сцены и увеличил
эпизоды «action». Но после плохой реакции зрителей на тестовых просмотрах он вернул
пару Эммерих-Дэвлин обратно и разрешил им перемонтировать фильм самим. Дорогие
спецэффекты и хорошо продуманная рекламная кампания сделали своё дело - фильм
принёс многомиллионные прибыли и позволил Эммериху приступить к следующей
работе - «Дню независимости».
В фильме «День независимости» (1996) Эммериху удалось переплавить элементы
трэш-фильмов 1950-х годов о пришельцах и фильмов-катастроф 1970-х в широкомасштабное
поп-зрелище 1990-х. Эммерих и Девлин решили выпустить «День независимости» накануне
4 июля 1996 года - это дата, когда начинают разворачиваться основные события фильма:
безжалостное уничтожение инопланетянами Земли. Гигантские - размером с город -
летающие тарелки зловеще зависают над столицами мира. По невидимому сигналу
пришельцы начинают свою атаку - один за другим испепелены небесным огнем Париж,
Москва, Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Вашингтон. Первая половина фильма
наполнена апокалиптическими сценами мировой катастрофы, режиссёр мастерски
нагнетает атмосферу страха. Но впечатляющее мрачное начало сменяется радостными
картинами спасения: чудом оставшиеся в живых персонажи Джеффа Голдблюма, белый
президент США Билла Пулмана, Уилла Смита спасают человечество от неминуемой
гибели, подспудно демонстрируя преимущества американского образа жизни.
Несмотря на то, что в фильме не было больших голливудских звёзд, успех фильма был
феноменальным. В первые два дня лента собрала свой семидесятимиллионный бюджет, а
к четвёртому дню проката имела в своей кассе уже 120 млн $.
В 1998 году Эммерих попытался повторить успех «Дня независимости», перенеся на
американскую почву культовую японскую историю о радиоактивном монстре Годзилле.
В японской версии монстр появляется после бомбардировки американцами Хиросимы,
но
Годзилла Эммериха - это порождение плохой экологической обстановки в
мирового океана.
Годзилла выходит из океана и
торопится в Нью-Йорк, где его, конечно, совсем не ждут. На борьбу с диковинным
чудовищем поднимаются зоолог (Мэтью Бродерик), французский разведчик (Жан Рено) и
Военно-воздушные силы США. Рекламная кампания фильма началась за полтора года до
премьеры, но фильм провалился в прокате, едва окупив свой бюджет.
Летом 2000 года, в очередную годовщину Дня независимости, Эммерих и Девлин
выпускают на американские экраны батальную драму «
Патриот». Главную роль в фильме
из времён борьбы США за независимость от Британской короны сыграл Мел Гибсон.
Сценаристом фильма выступил Роберт Родент, незадолго до «
Патриота» прогремевший
сценарием к фильму Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана». «
Патриот» вдохновлён
фильмом Гибсона «Храброе сердце» и основан на биографии американского героя
Фрэнсиса Мэриона (Francis Marion). Точность воссоздания исторических деталей должны
были гарантировать университетские историки, приглашённые на съёмки в качестве
консультантов.
Фильм Эммериха «
Послезавтра» (2004)
вновь варьирует излюбленные темы режиссёра. Фильм представляет собой
квинтэссенцию эммериховской манеры, в нём есть всё то, что так полюбилось
зрителям: грандиозные картины разрушения Америки («День независимости», «
Годзилла») соединяются с темой потери и обретения отца («
Патриот»,
«Джоуи»), а мелодраматические сюжетные ходы - с политической злободневностью и
заботой об экологической обстановке. Фильм был вдохновлён многочисленными
научными и научно-популярными публикациями в американских журналах,
посвящёнными опасности наступления нового ледникового периода в результате
нарушения озонового слоя Земли. После событий 11 сентября 2001 года Эммерих
опасался, что весьма подробные сцены разрушения американских городов природной
стихией вызовут отторжение у чувствительной публики, но он ошибался: фильм был с
восторгом принят публикой (но в очередной раз разгромлен критикой) и, кроме
прочего, использовался, благодаря своей «научной основе» и правдоподобному, по
мнению специалистов, изображению последствий экологической катастрофы -
глобального потепления, экологическими активистами, а так же демократической
партией США в качестве аргумента в борьбе за присоединение США к Киотскому
протоколу.
В 2008 году вышел новый фильм Эммериха «10 000 лет до нашей эры». Фильм рассказывает
про охотников на мамонтов. Одну из главных ролей играет восходящая голливудская
звезда Камилла Белль.
В 2009 году вышел фильм-катастрофа «2012». Согласно календарю индейцев Майя, в 2012 году
планеты солнечной системы окажутся на одной линии друг с другом, что приведет к
глобальным природным катаклизмам: сильнейшие землетрясения, цунами и извержения
вулканов превратят страны и целые континенты в руины. Недавно ученые подтвердили,
что этот миф может стать реальностью. Главную роль в фильме сыграл Джон Кьюсак.
В дальнейшем у режиссера множество планов.