Эдуардо Де Филиппо - итальянский драматург, актер, режиссер, последний великий
актер-автор неаполитанского театра. В Италии его зовут просто Эдуардо. Мир открыл
его искусство после Второй мировой войны, когда он был уже зрелым мастером. А путь
его в искусстве начался очень рано.
Родился 24 мая 1900 в Неаполе. Он, его сестра Титина и его брат Пеппино были
внебрачными детьми великого неаполитанского актера Эдуардо Скарпетты. На сцену
впервые вышел в четыре года. Его детство, отрочество и юность прошли в театре его
отца, где он учился будущей профессии, мастерству актерской игры, умению сочинять
сценарии и пьесы, а также навыкам руководства труппой. Театр стал его жизнью и, по
существу, единственной школой. Регулярного законченного образования он не
получил: учился только в школе и недолго в колледже.
В четырнадцать лет заключил свой первый контракт и был зачислен актером в театр
сводного брата Винченцо Скарпетты, ведущую в то время неаполитанскую труппу. Эта
труппа оставалась для него главной и в дальнейшем, хотя время от времени он
работал и в других театрах. В театре В.Скарпетты были исполнены и его первые
комедии, лучшие из которых - «Говорите ему всегда "да"» (1927) и «Человек и
джентльмен» (1922) - до сих пор остаются в репертуаре театров разных стран.
Вместе с братом и сестрой много работал в кинотеатрах перед началом сеансов, а
также в варьете, которое в те годы было очень популярно. Много сочинял для варьете,
в основном одноактные пьесы. Его братья и сестра мечтали о создании своего театра,
который они смогли открыть лишь в конце 1931. Они назвали его «Юмористический театр
Де Филиппо»; художественным руководителем стал Эдуардо, Пеппино -
администратором, Титина - первой актрисой. Они дебютировали двухактной пьесой
Эдуардо «Кто счастливее меня» (1929) и одноактной комедией Пеппино «Любовь и
арбалеты». Основу репертуара театра составляли пьесы Эдуардо, исполняли они
также комедии Пеппино, Титины де Филиппо и других неаполитанских авторов. Театр
просуществовал 13 лет. В конце 1944 пути братьев разошлись, каждый из них возглавил
свой театр. Сестра Титина осталась с Эдуардо. Для нее он написал много женских
ролей в своих пьесах, в частности роль Филумены Мартурано.
В марте 1945 в Неаполе открылся «Театр Эдуардо» - на оперной сцене театра Сан Карло
была дана премьера его пьесы «
Неаполь - город миллионеров», в которой главные роли
исполнили автор и его сестра. Спектакль имел огромный успех. С этой пьесы началась
большая драматургия Филиппо и его театр. В 1954 купил в Неаполе театр Сан
Фердинандо, разрушенный во время войны, и на собственные средства восстановил
его. Здесь стала работать его вторая труппа «Скарпеттиана», где исполнялись
комедии Э.Скарпетты и других неаполитанских драматургов.
Его театр складывался под воздействием искусства психологической правды, с одной
стороны, и традиции неаполитанского диалектального театра, с другой. Не избежал
он и влияния Луиджи Пиранделло. Не будучи сам неореалистом, Эдуардо Де Филиппо был
очень близок кругу идей этого направления. «Театр - это жизнь, инсценировка
реальной жизни», - так определял он главную особенность своего искусства, суть
которого в тесной связи с жизнью народа, с повседневным бытом неаполитанцев.
Вместе с тем (и именно этим он отличался от художников-неореалистов) его театр
развивался в русле традиции неаполитанской сцены, уходящей корнями в комедию
масок. Как художник он уникален тем, что является непосредственным продолжателем
сценической культуры итальянской народной комедии, жизнь которой на юге страны, в
Неаполе, не прерывалась никогда.
Все его драматические сочинения посвящены родному Неаполю, все его герои -
обыкновенные неаполитанцы: простые горожане, скромные служащие, мелкие буржуа,
безработные или актеры, кочующие со своей труппой... Его пьесы показывают течение
будничной жизни, воссозданный с такой достоверностью, словно это сама жизнь.
Вместе с тем его пьесы сценичны, их отличает острота сюжетных построений, в них
живет народный дух площадного театра с актерскими импровизациями, буффонадой,
лацци.
В комедиях Э.Де Филипппо можно обнаружить черты разных жанров: комедии, трагедии,
фарса, драмы, мелодрамы. Драматург видит мир в сочетании множества красок и их
оттенков. Вызвать смех для него так же важно, как возбудить гнев или сострадание.
Он всегда сам ставил свои пьесы и всегда играл в них главные роли. Стержнем его
театра является главный герой. Эту роль он писал для себя и частично с себя и сам
ее исполнял, поэтому персонаж обычно близок автору и внешне и внутренне. Этот
персонаж имеет одну редкую особенность: он может восприниматься и как живое
человеческое лицо, и как условный комический персонаж, поскольку имеет все
свойства человека и наделен чертами театральной маски. И это не удивительно, так
как свою родословную персонаж ведет от одной из самых популярных масок комедии
дель арте - Пульчинеллы.
Эдуардо Де Филиппо, по его словам, - автор 55 пьес для театра. Художник «необычайной
чистоты и мудрости, пробуждающий волю к жизни и любовь к человечеству» (П.Марков),
он всегда был очень любим в нашей стране. В послевоенные десятилетия был самым
репертуарным зарубежным драматургом. Пьесы его не сходят со сцен русских театров
и по настоящее время.
В 1981 написал свою последнюю пьесу «Симпатия». Он много работал в кино, снимался у
разных режиссеров, в частности у В.де Сика в фильме «
Золото
Неаполя», снимал фильмы сам (одна из его лучших режиссерских работ в кино - «
Неаполь - город миллионеров», где он сыграл главную роль).
Ставил спектакли в оперном театре, среди особенно заметных работ в опере - «Нос
Шостаковича» (1964). Последние годы жизни много работал на телевидении, снимал свои
комедии, а также комедии своих предшественников в неаполитанском театре. В
последние годы жизни драматург организовал во Флоренции школу молодых
драматургов, в 1981 году - драматическую студию в Риме. В Римском университете вел
курс по драматургии. В 1981 президентом Италии был назначен пожизненным
сенатором.
Был трижды женат. Во втором браке у него родилось двое детей - сын Лука и дочь
Луизелла. Девочка внезапно умерла в возрасте 10 лет от кровоизлияния в мозг, эту
трагедию он переживал очень тяжело. Сын Лука де Филиппо стал актером. Ему Эдуардо
Де Филиппо передал свой театр.
Умер 31 октября 1984 в Риме.
Автор Мария Скорнякова